Datsun Travelers

Break Through Стать участником Меню

Кош-Агач — Цэнгэл

20.07.2015 - 26.07.2015 гг.

316 км

Евгений Дьяков

Евгений Дьяков

Datsun on-DO

Город Новокузнецк

Проехав по Чуйскому тракту и налюбовавшись красотами Горного Алтая, мы подъехали к границе с Монголией. Всем, кто собирается по такому же маршруту, следует знать, что погранпереход Ташанта Цаган-Нур работает как обычное государственное учреждение: с 8 утра до 5 вечера и обеденным перерывом с 13:00 до 14:00. А это значит, что вы можете заехать в пункт перехода и «зависнуть» там на обед. Также они не работают в выходные дни и государственные праздники не только российские, но и монгольские. Эту особенность мы и вкусили в полной мере. Оказывается, в середине июля монголы празднуют «Надам». Это большой фестиваль, проходящий по всей стране, который посвящён трём мужским видам спорта: скачкам на лошадях, борьбе и стрельбе из лука. Плюс к этому, практичные монголы добавили празднование Дня независимости. И всё это действо происходит в течение 5 дней. В это время граница закрыта, так как в стране государственные выходные дни. 

238
239
240
250

Мы же приехали к границе в первый рабочий день после праздников и поняли, что в очереди мы во второй сотне. Многие здесь стояли уже не первые сутки. Хочу отметить, что пункт пропуска находится на высоте свыше 2000 метров над уровнем моря и в солнечный июльский полдень температура может быть немногим более 0 градусов в тени, да ещё и с пронизывающим холодным ветром – тёплые вещи не помешают. Под аккомпанемент приграничной суеты мы и въехали на территорию пропускного пункта. И, кстати, были последними в этот день – за нами закрылись ворота, и все, кто не успел, остались ночевать на границе. Пограничный контроль был пройден быстро, никакой бюрократии. Расстояние между пунктами контроля — около 20 километров. На всём этом расстоянии категорически запрещены остановки по любым причинам, а также любая фото- и видеосъёмка. С монгольской стороны проблем тоже не было: за 1500 рублей приобрели местный аналог ОСАГО сроком на 30 дней и выехали в сторону города Баян-Улгий, являющегося административным центром одноименного аймака (области). Расстояние до него около 100 км, из них порядка 15 км неплохой грунтовки, а всё остальное — асфальт. Дорога пересекает хребет, который примечателен тем, что делит водораздел океанов: с северного склона вода бежит в Северный океан, а с южного — в Тихий. Сам Баян-Улгий расположен в высокогорной долине реки Ховд, средняя высота 1700 метров над уровнем моря, климат резко-континентальный, горный. Здесь нормой являются суточные колебания температуры в 30–40 градусов. Днём может «давить» жара в 35 градусов, а ночью выпасть снег и похолодать ниже нуля в летние месяцы. Население города около 20 тыс. человек, преимущественно этнические казахи. Есть несколько гостиниц и кемпингов. Я изначально не планировал места стоянок и ночёвок; как правило, всё решалось на месте. На всякий случай у меня был полный комплект для проживания на природе – палатки, спальники, посуда для еды и готовки, газовая печь и набор продуктов. Но весь этот набор мне понадобился только во время рыбалки на озере. Перед поездкой через интернет я нашёл местное турагентство, которое занимается организацией рыболовных и автомобильных туров по Монголии. А так как план моей поездки был «доедем и на месте разберёмся», то когда я въехал в город и увидел знакомый логотип на вывеске, то не стал искать что-то ещё, а обратился сразу к ним. У них ещё оказались гостевые юрты стоимостью 10 долларов с человека за ночь. В эту стоимость также включён простенький завтрак. Персонал турагентства неплохо говорил на русском языке. Причём последний факт применим к 90 процентам местного населения, что, согласитесь, очень удобно. Конечной точкой моего маршрута была рыбалка на озере Хурган и Хотон. Но так как они расположены в погранзоне и на территории заповедника, то необходимо было оформить разрешение на пребывание там. Этим можно озадачиться самостоятельно, но проще поручить местному турагенту за 10 долларов с человека. Так как было это всё накануне выходных дней, то нужные службы уже отдыхали, и у нас образовалась пара дней на знакомство с местными достопримечательностями. 

252
244
242
243
251
253

Первое — это, конечно же, рынок. Чем-то похож на наши рынки из 90-х, но с местным колоритом. Кто будет в Монголии, обязательно приобретите изделия из шерсти верблюда или яка, только именно монгольского производства. Заслуживают внимания и изделия из кожи: качество очень высокое, а цена адекватна. Обязательно покушайте в местных кафе и ресторанах – хоть это и ад для вегетарианца, но рай для мясоеда. Буузы – вариация бурятских поз или наших мантов, хушуур – чебурек, только полноценной круглой формы и прочие бешбармаки. Всё очень вкусно, сытно и свежо. Размеры порций просто огромны! Съесть первое, второе и выпить компот не каждому будет под силу. Так как население преимущественно исповедует ислам, то и алкоголь здесь не в почёте (хотя проблем с его распитием и приобретением нет никаких), но абсолютно все пьют кумыс – слабоалкогольные напиток на основе кобыльего молока. Крепость у него, как у пива, но вкус очень специфический, на любителя. Точно так же, как у нас, через каждые 100 метров расположены «пивнушки», то у них «кумыс-хана», куда надо приходить со своей пиалой (из них пьют всё: и воду, и чай, и кумыс). Обязательно в первую очередь нужно попробовать его из разных емкостей – вкус может сильно отличаться (думаю, это связано с выдержкой), и только после этого заказывайте тот, который вам больше понравится. Вкус местного кумыса специфический, но всегда нужно пробовать. Отдельного описания заслуживает местный сыр под названием «курт» или «хурт». Он очень похож на одноименный сыр из Киргизии, но в отличие от него изготавливается большими кусками, а не маленькими шариками, и он не такой солёный. Обязательно купите местные колбасы и мясные деликатесы, никакой сои в них точно не содержится. В один из дней ожидания документов нас пригласили на фестиваль кочевой культуры, который проходил в одном из соседних посёлков. Я считаю, что такие мероприятия обязательны для посещения, если вы хотите прикоснуться к образу и укладу местной жизни. «Гвоздём» программы был национальный вид спорта, названный мной «козлодранием». Правила очень просты: берётся предварительно умерщвлённый козёл весом под 50 килограмм. Один всадник берёт козла в свои руки — второй пытается его отобрать. И всё это сидя верхом на коне! Побеждает тот, кто сможет отобрать козла у соперника либо усидит в седле и сбросит с него своего противника. Тут и элементы силовой борьбы, и джигитовка, и тяжёлая атлетика (козёл достаточно увесистый). Следующий номер – поднятие предварительно разбросанных цветов с земли на скачущем коне. Конь не должен останавливаться, а всадник должен собрать как можно больше цветов. Ещё один элемент местного уклада, смысл которого для меня остался загадкой: мужчина скачет на коне, а его преследует женщина. И если догонит, то лупит по спине плёткой. Вот такая вот у кочевников нелёгкая жизнь с элементами садомазохизма… Когда пришли наши документы, мы начали собираться в путь. Я предусмотрительно договорился с местным водителем на внедорожнике о заброске на озёра. На моём Datsun, конечно, можно было бы доехать, но шанс застрять в горах был очень велик. Стоимость аренды автомобиля с водителем — 80 долларов в день, если куда-нибудь едешь, и 40 долларов, если стоишь, плюс бензин (примерно 1 доллар за литр). Расстояние до озёр — около 150 километров, но преодолевали мы его в течение 6 часов. Рельеф и дороги очень сложны, постоянный спуск или подъём на высоту до 3000 метров. Иногда приходилось останавливаться, чтобы дать двигателю остыть. Надо отдать должное местным водителям – они всегда остановятся и спросят, всё ли у меня в порядке, даже если ты просто загораешь рядом со своим авто. Целью нашей поездки были озёра Хурган и Хотон. Они идут каскадом друг за другом и соединяются протокой под названием Сыргаль. В её устье на высоте 2300 метров мы и встали на рыбалку. На противоположном берегу — горный хребет высотой свыше 3 тыс. метров, покрытый ледниками, которые частично питают эти озера. По ним проходит китайско-монгольская граница, а исток основной реки, питающей озера, находится километров в пятидесяти на север, как раз на углу трёх границ – России, Китая и Монголии. Разбив лагерь, ставший нашим домом на ближайшие три ночи, я собрал снасти и начал рыбачить. Первый хариус не заставил себя ждать — он был пойман, разделан и съеден сырым, слегка присыпанным солью. Чтобы сразу ответить на многие вопросы, скажу, что хариус относится к отряду лососевых, живёт исключительно в холодной и чистой воде и не имеет паразитов, которые могут нанести вред человеку. Так что его можно смело есть малосолёным и без термической обработки. Ближе к закату клёв стал просто сумасшедшим! Клевало на всё: блесна, муха, всё, что хоть как-то двигалось и представляло для рыбы интерес. Причём желудок выловленных рыб был забит едой и, видимо, поэтому она атаковала приманку просто из охотничьего азарта. Гастрономическая потребность в рыбе была удовлетворена в течение 30 минут, а дальше шла чистая охота за трофеем. Весь улов выпускался, и наконец-то я добыл его, трофейного хариуса весом более 1,5 кг. Все последующие дни я, как говорится, «отводил душу», ловил и отпускал, оставляя для себя лишь то, что мог съесть. Вывозить рыбу из Монголии нельзя, точнее, её нельзя ввозить в Россию. Штраф и изъятие, а также потерянное время этого не стоят. То же самое относится к мясным продуктам в незаводской упаковке. Лучше ешьте его на месте — и не будет проблем на границе. Равнодушные к рыбалке могут отправиться в горы, где можно наблюдать за птицами, ради которых и организован заповедник. Здесь гнездится множество птиц, в том числе лебеди и бакланы. Рекомендую взять с собой бинокль. Нашим главным вечерним развлечением было кормление хищников: рыбья голова подкидывается вверх, а местные коршуны и орлы ловят её прямо в воздухе. На землю она уже не возвращается в 90% случаях. А если всё же падает, то это служит поводом для «разборок» между чайками и орлами, что тоже было достаточно забавно наблюдать. На обратном пути дорога до Баян-Ульгия заняла чуть меньше времени, так как мы всё-таки спускались с 2300 метров до 1700. Переночевали всё в тех же юртах и с утра пораньше следующего дня поехали к границе. Для тех, кто хочет побыстрее её пройти, рекомендую приехать до открытия. Вы всё равно попадёте в очередь из машин, но можно подойти к голове очереди, и за небольшие деньги вам уступят место в первой пятёрке. Это небольшой бизнес для местных — вечером, после закрытия границы, они ставят свои автомобили, а с утра продают эти места. Мне удалось договориться за 300 рублей, но в лоб просят одну тысячу. В общем, я попал на границу одним из первых и переход обеих границ занял у меня всего лишь 1,5 часа. Обратная дорога до дома заняла около 14 часов ходового времени. В итоге общий пробег маршрута составил 2200 километров, из них около 300 км по Монголии (на Datsun) и порядка 300 километров на внедорожнике. По стоимости поездка вышла очень бюджетной, порядка 40 тыс. рублей за 11 дней, учитывая, что примерно половина этой суммы ушла на оплату поездки на озеро. 

248
249
246
247
245
254
255
256

В заключение хочу сказать: «Друзья, любите жизнь, любите путешествовать, ведь именно так вы сможете прикоснуться к окружающему нас миру, отличному от привычного для вас окружения, познакомиться с миром и его культурой, узнать новых людей и завести новые знакомства. Не бойтесь автопутешествий! Да, они более утомительны, но, как показывает опыт, более экономичны, познавательны и дают вам абсолютную свободу выбора, потому что только вы сами планируете свой маршрут и решаете что, где, когда и почему».

Стать участником Закрыть

Пожалуйста, заполните заявку на участие! Опишите кратко ваш маршрут и добавьте несколько фото для предварительного знакомства. После этого мы свяжемся с вами, чтобы опубликовать вашу подробную историю из путешествия!

Личные данные: *

Профили в социальных сетях:

Маршрут: *

Ваша история путешествия: *

Загрузить фото *
JPEG, PNG до 5 МБ

Проверьте правильность заполнения полей

* — Настоящей подписью я выражаю своё безусловное согласие ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС» (далее - «Общество») на обработку вышеуказанных персональных данных с использованием и без использования средств автоматизации, включая их передачу, в том числе трансграничную, компаниям группы Nissan, авторизованным дилерам Nissan/Infinity/Datsun, а также организациям, с которыми Общество осуществляет взаимодействие на основании соответствующих договоров (соглашений), в составе, необходимом для достижения следующих целей:

  • хранения в информационных системах для оптимизации процессов взаимодействия;
  • технической поддержки информационных систем;
  • статистических и аналитических целей;
  • проведения маркетинговых исследований.

Настоящее согласие действует в течение 25 лет со дня его подписания. Я уведомлен о том, что в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» настоящее согласие может быть отозвано мной путём направления в письменной форме уведомления Обществу заказным почтовым отправлением с описью вложения по адресу: 194362, г. Санкт-Петербург, пос. Парголово, Комендантский проспект, д. 140, либо вручения лично под подпись уполномоченным представителям Общества.

Произошла ошибка, попробуйте еще раз...
Конфиденциальность и файлы cookie
Мы используем файлы cookies, чтобы сделать наш веб-сайт максимально интересным для Вас. Нажав «Закрыть», Вы разрешаете использовать файлы cookies на нашем сайте.
Согласиться и закрыть